+996(312) 62 07 89 Пн. - Пт. 9:00 - 17:00 oosotsium@gmail.com

Обращения

Обращение (05. 10. 21.)

Обращение Министру Юстиции КР Чынбаевой А. Р.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение ОГО Президенту КР Жапарову С. Н.

 

Обращение  Заместителю Председателю Кабинета Министров

Министру экономики и финансов КР  Жапарову А. У.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение ОГО Президенту КР Жапарову С. Н.

 

Обращение  Председателю Кабинета Министров КР  Марипову У. А.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение ОГО Президенту КР Жапарову С. Н.

 

Обращение  Спикеру ЖК КР  Мамытову Т. Т.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение ОГО Президенту КР Жапарову С. Н.

 

 

Обращение  Президенту КР  Жапарову С. Н.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение ОГО Президенту КР Жапарову С. Н.

 

Обращение на имя Председателя комитета по Бюджету и финансам Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики

Обращение (06.11.20.)

Обращение Спикеру ЖК КР и в Комитет по бюджету и финансам ЖК КР

Настоящим обращением, Коалиция за бюджетную адвокацию, хотела бы обратить внимание депутатов Жогорку кенеша на ситуацию с бюджетом здравоохранения.

На сегодняшний день имеется опасение того, что в 2021 году Министерство здравоохранения может недополучить свыше 1 млрд. сомов, в результате чего не покрываются следующие потребности:
• для приобретения иммуносупрессоров (лекарственные средства для предотвращения отторжения органов у больных, перенесших трансплантацию) из-за роста цен на медикаменты требуется дополнительно — 45,0 млн. сом;
• расходные материалы ФВТ — 2,0 млн. сомов;
• химпрепараты для детей — 69,6 млн. сомов;
• ИМН кардиохирургия — 33,8 млн. сом;
• тазобедренные протезы — 5,6 млн. сом;
• для закупки лекарств от опухоли рака молочной железы — 130,0 млн. сомов.
• гемодиализ на бесплатной и льготной основе — 178,0 млн. сом, (ФОМС);
• вакцинация лиц из группы риска имеющих контакт с кровью — 105,0 млн. сом;
• противогриппозная вакцина — 103,4 млн. сом;
• туберкулин — 5,0 млн. сом;
• Республиканскому центру крови на медикаменты требуется дополнительно — 20,0 млн. сомов.
• на ремонтно-восстановительные работы в организациях здравоохранения — 124,1 млн. сом.
Кроме того, не учтены расходы по проекту Всемирного Банка «Программа, ориентированная на результат» в сумме — 200 млн. сомов
Основой будущего является здоровье нации, соответственно, принимаемые меры по восстановлению экономики и стабилизации политического кризиса напрасны без обеспечения потребностей населения на медицинские услуги и медикаменты путем финансирования министерства здравоохранения.
Мы настоятельно просим, при рассмотрении проект закона на 2021 год, обратить пристальное внимание на бюджет здравоохранения и направить все свои силы на оптимизацию бюджета и покрытие объема недофинансирования бюджета министерства здравоохранения.

С полным текстом обращения, можно ознакомиться по ссылке:

Обращение

Приложение:
Приложение No1 – Справка о состоянии и потребности бюджета Министерства
здравоохранения КР и Фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год.

Справка о потребностях МЗ и ФОМС на 2021г.

 

КР ЖК ТӨРАГАСЫНА ЖАНА КР БЮДЖЕТ ЖАНА ФИНАНСЫ КОМИТЕТИНЕ КАЙРЫЛУУ

Бул кайрылуу менен «Бюджеттик адвокация үчүн» коалициясы саламаттыкты сактоо бюджетинин абалына Жогорку Кеңештин депутаттарынын көңүлүн бургусу келет.

Бүгүнкү күндө, 2021-жылы Саламаттыкты сактоо министрлиги 1 миллиарддан ашык  сомду ала албоосу мүмкүн деген коркунуч бар, натыйжада төмөнкү муктаждыктар жабылган жок:

  • иммуносупрессанттарды сатып алуу үчүн (трансплантацияланган пациенттерде органдардын четке кагылышын алдын-алуу үчүн дары-дармектер), дары-дармектердин баасынын жогорулашына байланыштуу, кошумча 45,0 млн сом талап кылынат;
  • чыгымдалуучу материалдар ФВТ — 2,0 млн сом;
  • балдар үчүн химиялык дары-дармектер — 69,6 млн. сомов;
  • ИМН жүрөк хирургиясы — 33,8 млн. сом;
  • жамбаш протездери — 5,6 млн. сом;
  • эмчек рагы шишиги үчүн дары сатып алуу үчүн — 130,0 млн. сомов.
  • акысыз жана жеңилдетилген гемодиализ — 178,0 млн. сом, (ФОМС);
  • кан менен байланышуу коркунучу бар адамдарды эмдөө — 105,0 млн. сом;
  • гриппке каршы эмдөө — 103,4 млн. сом;
  • туберкулин — 5,0 млн. сом;
  • Республикалык кан борборуна дары-дармектер үчүн кошумча 20,0 млн. сом.
  • на ремонтно-восстановительные работы в организациях здравоохранения — 124,1 млн. сом.

Мындан тышкары, Дүйнөлүк Банктын “Натыйжага багытталган программа” долбоорунун 200 миллион сом суммасындагы чыгымдары эске алынган жок.

Улуттун ден-соолугу — бул келечектин пайдубалы, ошого ылайык, экономиканы калыбына келтирүү жана саясий кризисти турукташтыруу боюнча көрүлүп жаткан иш-чаралар Саламаттыкты сактоо министрлигинин каржылоосу менен калктын медициналык кызматтарга жана дары-дармектерге болгон муктаждыгын канааттандырбастан, текке кетүүдө.

Биз 2021-жылга карата мыйзам долбоорун кароодо, саламаттыкты сактоо бюджетине көңүл буруп, бүт күчтү бюджетти оптималдаштырууга жана Саламаттыкты сактоо министрлигинин бюджетин жетишсиз каржылоонун көлөмүн жабууга жумшоого чакырабыз.

Кайрылуунун толук тексти менен бул жерден таанышууга болот:

Кайрылуу  : https://drive.google.com/…/1qnoVqcgtzjEt5x86IvE…/view…

КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИМУТ ДЕПУТАТЫ?
Парламентские слушания прошли. Какое решение примут депутаты?
📌13 ноября 2020 г. прошли парламентские бюджетные слушания проекта закона «О республиканском бюджете на 2021 г. и прогнозе на 2022-2023 гг.», на котором члены Коалиции за бюджетную адвокацию, озвучили свое опасение дефицитом бюджета здравоохранения на 2021 г., в размере более 1 млрд. сомов;
📌На парламентских слушаниях с докладом от Коалиции выступила Батма Эстебесова;
📌Батма Абибовна рассказала, что расходы Министерства здравоохранения и ФОМС на 2021 г. составляют всего 9,9% от общего республиканского бюджета и 2,6% к ВВП страны, а это в свою очередь ниже уровня 2017 г. и противоречит задаче снижения смертности населения;
📌Также на слушаниях было озвучено, что государственные расходы на здравоохранение на 2019 г., а именно на душу населения составили всего — 2 947 сом или 42,4 $, что ниже, чем у Туркменистана (97$), Узбекистана (72$), Казахстана (228$);
📌Система здравоохранение наиболее приоритетное направление в государственной политике и должно финансироваться также в приоритетном порядке, но на практике все иначе. К сожалению, ситуация с пандемией ничему не научила;
📌С вопросами о дефиците бюджета, Батма Абибовна озвучила и пути возможного покрытия образовавшейся нехватки. Так, было предложение о пересмотре перераспределения доли отчислений в ФОМС и Социальный фонд в сторону увеличения доли ФОМС. Рассмотреть возможность передачи функций по централизованным закупкам от МЗ в ФОМС.
👉Более подробно с презентацией и видео-выступлением Эстебесовой Батмы Абибовны, можете ознакомиться ниже.
Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/…/1jQZwv-b8Pc1cx…/view…

ОБРАЩЕНИЕ (23.10.20.)

Спикеру Жогорку кенеша Кыргызской Республики

Мамытову Т.Т.
Председателю комитета по бюджету и
финансам Жогорку кенеша Кыргызской
Республики
Токтошеву Э.Т.

Уважаемый Талант Турдумаматович!
Уважаемый Эмиль Токтакунович!
Общественно-политическая ситуация в стране перешла на путь стабилизации и
парламенту совместно с правительством необходимо принять главный финансовый
документ страны на следующий год – закон «О республиканском бюджете на 2021 года и
прогнозе на 2022-2023 годы».
Парламентские слушания уже назначены на 13 ноября 2020 г., и у депутатов
остается совсем мало времени, чтобы подробно изучить бюджетный документ. Согласно
требованиям бюджетного законодательства, осталось менее 30 дней для обсуждения и
рассмотрения проекта закона о бюджете.
Настоящим обращением, Коалиция за бюджетную адвокацию, хотела бы обратить
внимание депутатов Жогорку кенеша на ситуацию с бюджетом здравоохранения.
На сегодняшний день имеется опасение того, что в 2021 году Министерство
здравоохранения может недополучить свыше 1 млрд. сомов.
Так, к примеру, если на прошедших правительственных бюджетных слушаниях
проекта закона о бюджете на 2021 год недостающая сумма финансирования Министерства
здравоохранения была более 800 млн. сомов, то на сегодняшний день объем
недофинансирования Министерства здравоохранения составляет свыше 1 млрд сомов, в
результате чего не покрываются следующие потребности:
 лекарственные средства для предотвращения отторжения органов у больных,
перенесших трансплантацию;
 расходные материалы ФВТ;
 химиопрепараты для онкобольных детей;
 лекарства от рака молочной железы;
 изделий медицинского назначения для кардиохирургии;
 тазобедренные протезы;
 для закупки лекарств от опухоли рака молочной железы;
 гемодиализ на бесплатной и льготной основе;
 вакцинация лиц из группы риска имеющих контакт с кровью;
 противогриппозная вакцина;
 туберкулин и многое другое.

Более подробно о дефиците бюджета здравоохранения на 2021 год указано в
справке, которая приложена к настоящему обращению.
Начало второй волны пандемии, падение уровня экономики и выпадение доходной
части бюджета, безработица, приостановление международной помощи создают угрозу
ограничения доступа к медицинским услугам. Предстоящие досрочные президентские
выборы, конституционная реформа, выборы в парламент и меры для восстановления
экономики страны не будут эффективными в условиях большого дефицита бюджета
здравоохранения.
Основой будущего является здоровье нации, соответственно, принимаемые меры
по восстановлению экономики и стабилизации политического кризиса напрасны без
обеспечения потребностей населения на медицинские услуги и медикаменты путем
финансирования министерства здравоохранения.
Мы настоятельно просим вас при рассмотрении проект закона «О республиканском
бюджете на 2021 год и прогнозе на 2022-2023 годы» обратить пристальное внимание на
бюджет здравоохранения и направить все свои силы на оптимизацию бюджета и покрытие
объема недофинансирования бюджета министерства здравоохранения.

Приложение:
Приложение №1 – Справка о состоянии и потребности бюджета Министерства
здравоохранения КР и Фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год.

С уважением,
Коалиция за бюджетную адвокацию
05.11.2020

ОО «СОЦИУМ» NGO «SOTSIUM»
Кыргызстан, 720021 Kyrgyzstan, 720021
г.Бишкек, Bishkek,
ул. Ибраимова, 115 Ibraimov str.,115
тел: 0 312 62-07-89 tel: 0 312 62-07-89
oosotsium@gmail.com
www.sotsium.kg

 

Спикеру ЖК КР
копия: и.о. Президента и Премьер министра КР
Жапарову С.Н.

Уважаемый Канатбек Кедейканович

2020 год выдался сложным для Кыргызстана. С одной стороны, коронавирусная
инфекция, охватившая весь мир и парализовавшая всю систему государственного
управления в Кыргызстане с тяжелыми последствиями, с другой – напряженная
общественно-политическая ситуация, возникшая в результате несправедливых выборов,
повлекших массовые беспорядки с последующей сменой власти, ввергли страну в пучину
неопределенности.
Чувство неопределенности вызывают у граждан беспокойство за мирное и
благополучное будущее, тревогу и страх за жизнь и здоровье родных и близких, а также
желание покинуть родину в поисках лучших условий для безопасной и стабильной жизни.
При этом то, что государственный аппарат был бессилен и деморализован, усугубило
негативные настроения граждан.
Однако сейчас не время опускать руки. Основой стабильности и безопасности
правового и демократического государства является верховенство права. Конституция
определяет, что права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской
Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание
деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц. Соответственно все стратегии, программы и непосредственно действия
органов государственной власти должны быть направлены на обеспечение прав и свобод
человека.
Залогом такого обеспечения является государственный бюджет, формируемый в
основном за счет средств граждан.
Правительство КР 1 октября 2020 года внесло проект закона «О республиканском
бюджете на 2021 года и прогнозе на 2021-2022 годы».
На сегодняшний день возникла критическая ситуация, при которой существует риск
не только несвоевременного, но и формалистского принятия данного законопроекта.
Мы, Коалиция за бюджетную адвокацию, объединяющая 50 организаций
гражданского общества, настаиваем на следующем:
Несмотря на избрание состава правительства на короткий период и такой же срок
окончания конституционных полномочий депутатов Жогорку Кенеша шестого созыва, в
целях обеспечения возможности функционирования государственных органов Закон КР
«О республиканском бюджете на 2021 года и прогнозе на 2021-2022 годы» должен быть
принят своевременно.
Граждане Кыргызстана должны реализовать представленное Конституцией
Кыргызской Республики правом участвовать в формировании республиканского и
местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах
из бюджета. Мы считаем неприемлемым принятие закона «О республиканском бюджете
на 2021 года и прогнозе на 2021-2022 годы» без общественных обсуждений.

В условиях экономического спада, угрозы повторной вспышки COVID-19, срыва
инвестиционных проектов, приостановления международной финансовой помощи, мы
призываем депутатов Жогорку Кенеша мобилизоваться и совместно с правительством и
гражданским обществом принять решительные меры по решению социальных и
экономических проблем и путем всесторонних обсуждений сформировать антикризисный
прорывной бюджет на следующий год.

С уважением,
Коалиция за бюджетную адвокацию
Адрес корреспонденции:
г. Бишкек, ул. Ибраимова, 115/4, офис 13.
Тел. 0312620789
ОО «Социум» oosotsium@gmail.com
Исполнительный директор Эстебесова Батма Абибовна

 

КАЙРЫЛУУ (23.10.20.)

Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин төрагасы

К. К. Исаевке

Нуска:

Кыргыз Республикасынын Президентинин жана

Премьер-министринин милдетин аткаруучу

С. Н. Жапаровко

Урматтуу Канатбек Кедейканович!

2020-жыл Кыргызстан үчүн оор жыл болду. Бир жагынан, бүтүндөй дүйнөнү каптап, Кыргызстандагы мамлекеттик башкаруунун бүт тутумун оор кесепеттерге алып келген коронавирустук инфекция, экинчи жагынан, бийликтин кийинки алмашуусу менен башаламандыкка алып келген адилетсиз шайлоонун натыйжасында курчуп турган коомдук-саясий кырдаал, өлкөнү белгисиздик туңгуюгуна кептеди.

Белгисиздик сезим жарандардын тынч жана бакубат келечек үчүн тынчсыздануусун, туугандарынын жана досторунун жашоосу жана ден-соолугу үчүн кооптонуусун жана коркуу сезимин, ошондой эле коопсуз жана туруктуу жашоо үчүн жакшы шарттарды издеп, өз мекенинен чыгып кетүү каалоосун пайда кылат. Ошол эле учурда, мамлекеттик аппараттын алсыз жана моралдык жактан жабыркагандыгы жарандардын терс сезимдерин күчөттү.

Бирок, азыр баш тартууга убакыт жок. Мыйзамдуулук — бул укуктук жана демократиялык мамлекеттин туруктуулугунун жана коопсуздугунун негизи. Конституция-  адам укуктары жана эркиндиктери Кыргыз Республикасынын эң жогорку баалуулуктарынын катарына кирерин аныктайт. Алар түздөн-түз иш алып барып, бардык мамлекеттик органдардын, жергиликтүү өз алдынча башкаруу органдарынын жана алардын кызмат адамдарынын ишинин маанилүүлүгүн жана мазмунун аныктайт. Демек, мамлекеттик бийлик органдарынын бардык стратегиялары, программалары жана түздөн-түз иш-аракеттери адам укуктары менен эркиндиктерин камсыз кылып багыттоого тийиш.

Мындай камсыздоонун ачкычы негизинен жарандардын эсебинен түзүлгөн мамлекеттик бюджет.

2020-жылдын 1-октябрында Кыргыз Республикасынын Өкмөтү «2021-жылга республикалык бюджет жана 2022-2023-жылдарга божомол жөнүндө» мыйзам долбоорун Кыргыз Республикасынын Жогорку Кеңешинин кароосуна жөнөттү.

Бүгүнкү күндө, кооптуу кырдаал келип чыкты, анда бул мыйзам долбоорун өз убагында эле гана эмес, формалдуу кабыл алуу коркунучу бар.

Биз, 50 жарандык коомду бириктирген Бюджеттик адвокация үчүн коалициясы, төмөнкүлөрдү талап кылабыз::

Алтынчы чакырылыштагы Жогорку Кеңештин депутаттарынын кыска мөөнөткө жана ошол эле мөөнөткө конституциялык ыйгарым укуктары бүткөнгө чейин өкмөт шайлангандыгына карабастан, мамлекеттик органдардын иштөө мүмкүнчүлүгүн камсыз кылуу максатында, «2021-жылга республикалык бюджет жана 2022-2023-жылдарга божомол жөнүндө» мыйзам өз убагында кабыл алынышы керек.

Кыргызстандын жарандары Кыргыз Республикасынын Конституциясында каралган республикалык жана жергиликтүү бюджеттерди түзүүгө катышуу, ошондой эле бюджеттен иш жүзүндө сарпталган каражаттар жөнүндө маалымат алуу укугун ишке ашырышы керек. «2021-жылга республикалык бюджет жана 2022-2023-жылдарга божомол жөнүндө» мыйзамдын кабыл алынышын коомдук талкуусуз кабыл алынгыс деп эсептейбиз.

Экономиканын төмөндөшү, COVID-19 кайталап чыгуу коркунучу, инвестициялык долбоорлордун үзгүлтүккө учурашы, эл аралык каржылык жардамдын токтотулшунун шартында, биз Жогорку Кеңештин депутаттарын кийинки жылга бюджетти  мобилизациялоого, өкмөт жана жарандык коом менен биргеликте социалдык жана экономикалык көйгөйлөрдү чечүү үчүн чечкиндүү чараларды көрүүгө жана ар тараптуу талкуулар аркылуу кризиске каршы жетишкендикти түзүүгө чакырабыз.

Урматтоо менен,

Бюджеттик Адвокация үчүн Коалициясы

Кат алышуу үчүн дарек:

Бишкек, ул. Ибраимова, 115/4, кеңсе 13.

Тел. 0 (312) 62-07-89

«Социум» Коомдук бирикмеси  oosotsium@gmail.com

Аткаруучу директор Эстебесова Батма Абибовна

 

 ОБРАЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (13.08.20.)

Кыргызстан, как и весь мир, столкнулся с огромными вызовами, связанными с пандемией коронавируса, которые повлекли беспрецедентное количество смертей. Распространение заболевания среди населения страны увеличивается с каждым днем.
Так, на 27 июля официально зарегистрировано 483 новых случаев заражения коронавирусом и 24 смерти, а за весь период с начала пандемии число случаев заражения составило 33 296 человек и 1 301 человек умерло. Но это только официальная статистика зараженных, которая охватывает лишь тех, кому удалось сдать анализ.
В стране полтора месяца действовал режим чрезвычайного положения с ограничением передвижения и комендантским часом в ночное время. В других странах это время использовалось не только для смягчения удара от коронавирусной инфекции, но и для подготовки к худшим сценариям. Строили больницы, проводили массовое тестирование, закупали необходимое медицинское оборудование и препараты.
Сложившаяся в Кыргызстане ситуация показывает, что в нашей стране не были предприняты необходимые меры по смягчению воздействия пандемии. На сегодняшний день, система здравоохранения Кыргызстана находится на грани коллапса, существует острая потребность в медицинских учреждениях, оснащенных необходимым оборудованием, лекарствами, средствами защиты.
Согласно моделированию прогноза по ситуации с COVID-19, команды кыргызстанских исследователей и ученых из Оксфордского университета, который говорит о том, что в Кыргызстане эпидемия развивается по самому худшему сценарию и прогнозируется дальнейшая отрицательная динамика. По мнению экспертов, эпидемия набирает такой масштаб, когда контроль скорости развития и снижение смертности является приоритетом.
Благодаря сплоченности кыргызстанцев, помощи международных институтов и усилиям республиканского штаба, борьба с эпидемией продолжается, однако, потребности все еще высоки.
Важна подготовка к возможной очередной волне эпидемии коронавируса. Она может начаться осенью и хуже всего, если она будет идти совместно с сезонными «обычными» ОРВИ, подрывающими иммунитет человека.
Врачи столкнулись также и с тем, что несвоевременно получали надбавки, даже неизвестно, получили ли компенсации заразившиеся врачи. С такой же ситуацией столкнулись сотрудники милиции, другие госслужащие были вынуждены работать удаленно, что также отразилось на их заработной плате.
За все эти 4 месяца со времени объявления чрезвычайной ситуации Кыргызстан запросил больше полумиллиарда долларов внешней помощи, из которых 74% предоставляются в кредит. Более того, большинство средств было направлено на поддержание бюджета, а не напрямую на борьбу с COVID-19. Тем не менее, проводились государственные закупки средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, аппаратов искусственной вентиляции легких и прочих необходимых вещей.
Однако сегодняшнее развитие событий и всплеск заболеваемости, особенно среди врачей, а также отсутствие прозрачности расходования указанных средств указывает на то, что средства используются неэффективно. Врачи продолжают нуждаться в СИЗах, стационары начали открывать только после того, как мест в больницах не осталось, не хватает лекарств.
К сожалению, за эти четыре месяца кризиса мы стали также очевидцами того, как власти не просто не создали условий для граждан, вынужденных мобилизоваться в волонтерские движения, но и создавали препятствия, в частности в реализации платформы «Тирек».
Ошибочные действия властей запустили эффект домино и привели к краху и без того малоэффективной системы здравоохранения. Каждый день мы видим, как люди самостоятельно ищут лекарства, кислородные концентраторы, привозят их из-за рубежа, просят о помощи в поисках мест в больницах. По всей стране организовываются волонтеры, помогающие в спасении людей, обеспечивающие врачей и больницы жизненно-важными ресурсами — масками, перчатками, кислородом, и даже горячим питанием. Вместо новостей мы видим некрологи и чаще стали говорить слова соболезнования.
Кроме того, умышленно или нет в то же время, правительство за весь этот период не предоставило детальный отчет по расходам средств, полученных от международных доноров, продолжает утверждать о достаточности СИЗов, не следует своим же рекомендациям о санитарных нормах, подрывая тем самым доверие у простого народа, перекладывает вину за увеличение случаев заражений на граждан, не признавая своих ошибок.
В связи с вышеизложенным, мы обращаемся с просьбой кардинально поменять свои подходы к использованию средств для борьбы с коронавирусом, в частности — к прозрачности в формировании и коммуникации потребностей для обеспечения врачей и больниц, проведения закупок и исполнения контрактов.

Мы призываем:

1) На постоянной основе информировать общественность об обеспеченности системы здравоохранения необходимыми материальными ресурсами и сформированной потребности для постоянного пополнения запасов.
Мы хотим понимать где и сколько у нас есть аппаратов искусственной вентиляции лёгких, сколько закуплено и планируется закупить, сколько должно быть поставлено.
Мы должны знать сколько, куда и когда будут поставлены средства индивидуальной защиты в каждую больницу — врачи должны быть защищены в первую очередь. Это поможет и с координацией донорской и волонтерской помощи.
Открытость и доступность данных об оснащенности медицинских учреждений, а также о наличии лекарственных средств в аптеках может помочь уменьшить тревожные настроения в населении и остановить бездумную скупку лекарственных средств, которая на руку недобросовестным фармацевтическим компаниям с одной стороны, а с другой усиливает тревогу/панику в обществе.
2) Поменять подход к коммуникации с общественностью в части потребностей обеспечения сферы здравоохранения.
Платформа «Тирек» показала свою эффективность. Мы призываем власть возобновить работу с платформой для открытой публикации потребностей и планируемых поставок. Мы сможем информировать врачей и население о крайне необходимых ресурсах, скоординировать вышеназванную донорскую и волонтерскую помощь.
Координационная платформа Тирек, могла и должна была стать точкой координации, открытой коммуникации и построения доверия между властью и гражданами.
3) Обеспечить врачей и больницы всеми необходимыми ресурсами. Для этого необходимо провести соответствующие закупки. Ситуация на рынках во многом уже стабилизировалась. Процедуры закупок могут оставаться экстренными только в крайнем случае. При этом они должны быть максимально открытыми и эффективными.
4) Опубликовать детальный отчет о выделенных и потраченных средствах на борьбу с пандемией — как бюджетной, так и донорской помощи. Общество должно понимать сколько денег было потрачено и на какие нужды. Сколько и каких товаров, и услуг закуплено и поставлено.
5) Опубликовать детальный отчет о проведенных закупках и подписанных контрактах, с информацией о том, что, в каком количестве, по каким ценам, у кого и для кого было закуплено.
6) Провести аудит эффективности уже использованных средств. Любой украденный или неэффективно потраченный сом — это жизни людей. Для восстановления доверия и справедливости, должно быть проведено расследования таких расходований, а виновные должны быть привлечены к ответственности.
7) Предоставить общественности план правительства по выходу из сложившейся ситуации и разъяснить систему планирования и приоритизации расходов на закупки во время пандемии.
8) Создать при Правительстве Общественную Комиссию /Консультативный Совет, которая будет наделена полномочиями участвовать на заседаниях Правительства по обсуждению и принятию решений в отношение общественно – значимых проблем, в том числе COVID – 19.
9) Обеспечить доступность социальной и медицинской помощи для самых уязвимых и маргинализованных слоев населения, в том числе граждан с хроническими заболеваниями и инвалидностью.

Пандемия коронавирусной инфекции и последовавший за ней экономический кризис еще сильнее обнажили неравенство в обществе. Мы просим Вас предпринять дополнительные меры социальной защиты, которые обеспечат беспрерывную помощь в течение кризиса для самых уязвимых граждан страны. Многие из них оказались без средств к существованию и даже без крыши над головой.

Ничто не может восстановить и построить доверие быстрее, чем прозрачность и открытость коммуникации между органами государственной власти и народом.

Давайте воспользуемся этим шансом и начнем восстанавливать доверие! Сделайте свои решения и действия открытыми и прозрачными!

ОО «Социум»
Коалиция за бюджетную адвокацию

 

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНЫН ӨКМӨТҮНӨ КАЙРЫЛУУ

Кыргызстан, башка өлкөлөр сыяктуу эле, мурда болуп көрбөгөндөй өлүмгө алып келген коронавирустук пандемияга байланыштуу чоң кыйынчылыктарга туш болуп жатат. Өлкөнүн калкынын арасында оорунун жайылышы күн сайын күч алууда.

Ошентип, 27-июлга карата, коронавирустук инфекциянын 483 жаңы учуру жана 24 өлүм катталды, жана пандемия башталгандан берки мезгил ичинде инфекциянын саны 33 296 адамды түзүп, 1301 адам өлдү. Бирок, бул расмий инфекция жуккан адамдардын гана статистикасы, алар тесттен өткөндөрдү гана камтыйт.

Өлкө бир жарым ай бою өзгөчө кырдаалда, түн ичинде кыймылга жана коменданттык саатка чектөө киргизилген. Башка өлкөлөрдө бул убакыт коронавирустук инфекциянын соккусун жумшартуу үчүн гана эмес, эң жаман сценарийлерге даярдануу үчүн да колдонулган. Алар ооруканаларды курушту, массалык текшерүүдөн өткөрүштү, керектүү медициналык жабдууларды жана дары-дармектерди сатып алышты.

Кыргызстандагы учурдагы кырдаал, биздин өлкө пандемиянын кесепетин азайтуу үчүн, зарыл чараларды көрбөй жаткандыгын көрсөтүп турат. Бүгүнкү күндө Кыргызстандын саламаттык сактоо системасы кыйроо алдында турат, керектүү шаймандар, дары-дармектер жана коргоо каражаттары менен жабдылган медициналык мекемелерге өзгөчө муктаждык бар.

COVID-19 менен болгон кырдаалды болжолдоонун моделдөөсүнө ылайык, кыргызстандык окумуштуулар тобу жана Оксфорд университетинин окумуштуулары, Кыргызстандагы эпидемия эң начар сценарий боюнча өнүгүп жатат жана андан ары терс динамикасы болжолдонууда.Эксперттердин айтымында, эпидемия ушундай масштабды топтойт, качан өлүмгө учуроонун өсүү жана азайтуунун ылдамдыгын көзөмөлдөө артыкчылыктуу багыт болуп саналгандыгын.

Кыргыз элинин биримдиги, эл аралык институттардын жардамы жана республикалык штабдын аракеттеринин аркасында эпидемияга каршы күрөш улантылууда, бирок, муктаждыктар дагы деле жогору.

Коронавирустун эпидемиясынын кийинки толкунуна даярдануу маанилүү. Ал күзүндө башталат жана эң жаманы, эгерде ал адамдын иммунитетин бузуучу сезондук «кадимки» ОРВИ менен кошо кетсе.

Дарыгерлер ошондой эле өз убагында жөлөк пул ала албай жатышкандыгына байланыштуу, жуккан дарыгерлерге компенсация төлөнөбү, белгисиз. Милиция кызматкерлери ушундай эле жагдайга туш болушкан, башка мамлекеттик кызматкерлер алыстан иштөөгө мажбур болушкан, бул алардын айлык акыларына да таасирин тийгизди.

Өзгөчө кырдаал жарыяланган күндөн берки 4 айдын ичинде, Кыргызстан жарым миллиард доллардан ашык тышкы жардам сурады, анын 74 пайызы насыя менен берилген. Андан тышкары, каражаттын көпчүлүгү түздөн-түз COVID-19 менен күрөшүүгө эмес, бюджетти колдоого багытталган. Ошого карабастан, жеке коргонуу шаймандарын, дезинфекциялоочу каражаттарды, өпкөнүн жасалма желдетүү шаймандарын жана башка керектүү буюмдарга мамлекеттик сатып алуулар жүргүзүлдү.

Ошентсе да, учурдагы окуялардын өнүгүшү жана оорулардын өсүшү, айрыкча дарыгерлер арасында, ошондой эле бул каражаттарды сарптоодо ачык-айкындыктын жоктугу каражат натыйжасыз пайдаланылып жаткандыгын көрсөтүп турат. Дарыгерлер СИЗге муктаж болуп, ооруканалар ооруканаларда орун жок болгондон кийин, дары жетишсиз болгондон кийин гана ачыла баштады.

Тилекке каршы, ушул төрт айлык кризистин жүрүшүндө биз, бийликтер ыктыярдуу кыймылдарга катышууга мажбур болгон жарандарга кандай гана шарттарды түзүп бере албастыгын, ошондой эле Тирек платформасын ишке ашырууда кандайдыр бир тоскоолдуктарды жараткандыгына күбө болдук.

Бийликтин туура эмес аракети домино таасирин жаратып, натыйжасыз саламаттыкты сактоо системасынын кыйрашына алып келди. Күн сайын адамдардын өз алдынча дары-дармектерди, кычкылтек концентраторлорун издеп, аларды чет өлкөдөн алып келип, ооруканалардан орун табууга жардам сурап жаткандыгын көрөбүз. Элди сактап калуу, дарыгерлерге жана ооруканаларга керектүү ресурстарды — маскалар, кол каптар, кычкылтек, атүгүл ысык тамак менен камсыз кылуу максатында өлкөнүн баардык жерлеринде ыктыярчылар уюштурулууда. Жаңылыктардын ордуна биз баш ийүүчүлөрдү көрөбүз жана көбүнчө көңүл айтуу сөздөрүн айта баштадык.

Мындан тышкары, бир эле мезгилде атайынбы же кандай  өкмөт ушул мезгил аралыгында эл аралык донорлордон алынган каражаттын сарпталышы боюнча толук отчет берген эмес, СИЗдин жетиштүү экендигин тастыктоону улантууда, санитардык нормалар  боюнча өз сунуштары каралбайт, ошону менен катар адамдардын ишенимине доо кетирип, жугуштуу оорулардын көбөйүү күнөөсүн жарандарга жүктөшүп, өздөрүнүн каталарын кабыл албайт.

Жогоруда айтылгандарга байланыштуу, биз коронавирус менен күрөшүү үчүн каражаттарды пайдаланууда мамилелерибизди түп-тамырынан өзгөртүүнү, атап айтканда, дарыгерлерди жана ооруканаларды камсыздоодо, сатып алууларды жүргүзүүдө жана келишимдерди аткарууда муктаждыктарды түзүүдө жана байланышта ачык-айкындуулукту талап кылабыз.

Кайрылабыз:

1) Саламаттыкты сактоо тутумун зарыл материалдык ресурстар менен камсыз кылуу жана фонддорду ар дайым толуктап туруу зарылдыгы жөнүндө калкка үзгүлтүксүз маалымат берүү.

Өпкөнү желдетүү үчүн жасалма шаймандарды кайда жана канча сатып алганбыз, канча сатып алынган жана пландаштырылгандыгын, канчасы менен камсыз болушубуз керектигин билгибиз келет.

Ар бир ооруканага жеке коргонуу каражаттары канча, кайда жана качан жеткирилерин билишибиз керек — биринчи кезекте дарыгерлерди коргошубуз керек. Бул донордук жана волонтердук жардамды координациялоодо багыт берет.

Медициналык мекемелердин жабдуулары, ошондой эле дарыканалардагы дары-дармектердин жеткиликтүүлүгү жөнүндө маалыматтардын ачыктыгы калктын тынчсыздануусун азайтат жана  дары-дармектерди ойлонбой сатып алууну, таза эмес фармацевтикалык компаниялардын колуна өтүп, экинчи жагынан коомдо тынчсызданууну / дүрбөлөңдү күчөтөтүүнү токтотууга жардам берет.

2) Саламаттыкты сактоо секторунун муктаждыктарын эске алуу менен калк менен байланышка болгон мамилени өзгөртүү.

Тирек платформасы өзүнүн натыйжалуулугун көрсөттү. Бийликтен муктаждыктарды жана пландаштырылган жеткирүүлөрдү ачык жарыялоо үчүн аянтча менен ишти жандандырууга чакырабыз. Биз дарыгерлерге жана калкка тез арада керек болгон ресурстар жөнүндө маалымат бере алабыз, жогоруда көрсөтүлгөн донорлордун жана ыктыярдуу жардамдардын координациясын жүргүзө алабыз.

Тирек Координациялык Платформасы координациялоо, ачык байланыш жана бийлик менен жарандардын ортосунда ишенимди орнотуу пункту боло алмак жана болушу керек.

4) Пандемияга каршы күрөшүүгө бөлүнгөн жана сарпталган каражаттар жөнүндө кеңири отчет жарыялоо — бюджеттик жана донордук жардам. Коом канча акча сарпталгандыгын жана эмне үчүн керек экендигин түшүнүшү керек. Канча жана кандай товарлар жана кызматтар сатылып алынган жана жеткирилген.

5) Сатып алуулар жана кол коюлган контракттар жөнүндө кеңири отчетту жарыялоо, анын суммасы, канча баада, кимден жана кимден сатып алынгандыгы жөнүндө маалымат.

6) Пайдаланылган каражаттардын натыйжалуулугуна аудит жүргүзүү. Уурдалган же натыйжасыз сарпталган сом бардыгы — бул адамдардын жашоосу. Ишенимди жана калыстыкты калыбына келтирүү үчүн, мындай чыгымдар иликтенип, жооптуу адамдар жоопко тартылышы керек.

7) Өкмөттүн учурдагы кырдаалды жоюу боюнча планы менен тааныштыруу жана пандемия учурунда сатып алуулардын чыгымдарын пландаштыруу жана артыкчылыктуу тутуму жөнүндө түшүндүрүп берүү.

8) Өкмөткө караштуу Коомдук Комиссияны / Консультативдик Кеңешти түзүү, анын курамына Өкмөттүн отурумдарына катышуу, анын ичинде социалдык маанилүү маселелерди талкуулоо жана чечим чыгаруу, анын ичинде COVID — 19.

9) Калктын аярлуу жана аярлуу катмарлары, анын ичинде өнөкөт оорулары жана майыптыгы бар жарандар үчүн социалдык жана медициналык жардамдын жеткиликтүүлүгүн камсыз кылуу.

Коронавирустук пандемия жана андан кийинки экономикалык кризис коомдогу теңсиздикти андан ары күчөттү. Сизден өлкөнүн социалдык жактан корголбогон жарандарына үзгүлтүксүз жардам көрсөтүүчү социалдык коргоонун кошумча чараларын көрүүнү суранабыз. Алардын көпчүлүгү күн көрө албай, атүгүл уй-жайы жок  калышкан.

Мамлекеттик бийлик менен элдин ортосундагы ачыктыкка жана ачыктыкка караганда ишенимди тезирээк калыбына келтирүүгө жана өркүндөтүүгө мүмкүн эмес.

Ушул мүмкүнчүлүктү колдонуп, ишенимди калыбына келтирели! Чечимдериңизди жана иш-аракеттериңизди ачык жана айкын көсөтүнүз!

«Социум» Коомдук Бирикмеси

Бюджеттик адвокация үчүн Коалициясы

Обсуждение закрыто.