Что такое бюджетная адвокация?
Бюджетная адвокация – это стратегический подход к тому, как влиять на принимаемые властью решения по бюджетам. Этот подход нацелен на получение четких и конкретных результатов – например, в сфере снижения вреда этот подход направлен на обеспечение стабильного финансирования из государственного бюджета услуг для людей, употребляющих наркотики. Этот пример долгосрочной цели для адвокации. Эффективная адвокация двигается к достижению таких целей через постепенные, малые, конкретные шаги, такие как увеличение бюджетных ассигнований или укрепление контроля над использованием государственных средств.
Адвокация
Чтобы все полномочия, делегированные гражданами, исполнялись в полной мере, согласно с их волей и пожеланиями, а также на благо этих граждан, представителям гражданского общества приходится использовать различные механизмы и способы донесения своих идей до лиц, принимающих решения, то есть заниматься тем, что в мировой практике принято называть адвокацией.
Приемам и методам адвокации можно научиться. Соответствующие знания и умения помогают организациям гражданского общества добиваться ответственности власти за принимаемые решения, а также выполнять свою коммуникативную роль и действовать как предохранительный (контрольный) механизм путем:
- информирования о появлении политических, экономических и социальных проблем снизу;
- развития и формирования общественно-го сознания и предоставления знаний;
- распространения статистики, фактов и другой информации, а также новых идей среди общественности и донесения их до представителей правительства и заинтересованных частных лиц.
Адвокация как понятие и основные шаги в ее проведении
Адвокация – процесс воздействия на людей, принимающих решения, и на общественное мнение с целью защиты общественных интересов и прав различных социальных групп. Адвокация направлена на мобилизацию усилий для достижения изменений в обществе, включая проведение законодательных и политических реформ.
Ценности адвокации:
- дает гражданам и сообществам возможность быть услышанными
- делает общественную проблему более значимой
- позволяет приблизиться к ее решению или позволяет изменить диспозицию, распределение сил
Идеальный результат адвокации — внесение реальных изменений в жизнь людей, институционализация демократических процедур, «мирное внедрение» новых позитивных представлений и норм. Или, обобщая сказанное, цель адвокации – более справедливый поря-док вещей.
Участники процесса адвокации:
- Те, кто испытывает потребность в защите
- Те, кто представляет их интересы
- Те, кто принимает решения и в силах из-менить ситуацию
- Те, кто в силах повлиять на тех, кто прини-мает решения
- Те, кто безразлично наблюдает
По этой классификации пятую группу в англоязычной литературе иногда называют «сидящими на заборе». Общественные защитники и те, кто в силах решить проблемы, разведены по разные стороны этого «забора». Очевидно, что задача активистов и общественных защитников во многом состоит в том, чтобы привлечь часть «сидящих на заборе» на свою сторону. Однако, рассуждая об участниках, не следует недооценивать вторую и четвертую группы. Они численно невелики, однако играют важную роль в том, чтобы заставить тех, кто принимает решения, прорубить проход в «заборе» или вовсе его сломать.
Структурные компоненты процесса адвокации:
- Содержательный (идеи, убеждения,ценности, которыми участники процесса адвокации руководствуются в своих действиях)
- Стратегический и процессуальный
(стратегия и тактика адвокации, технология, менеджмент и контроль процесса)
- Человеческий (взаимоотношения участников процесса адвокации, их мотивации, самоотдача)
- Ресурсный (материальные, технические, информационные, коммуникационные ресурсы, позволяющие обеспечивать непрерывность процесса)
- Информационно-образовательный (информация, аналитические продукты, передача знаний)
- Временной (естественный ограничитель любых действий по защите общественных интересов)
Поскольку сочетание этих компонентов всегда разное, защита общественных интересов предполагает выработку индивидуальной стратегии, наиболее адекватной и действенной в конкретной ситуации.
Этапы Адвокации
Кампания по адвокации будет успешной, если она готовится планомерно, поэтапно. Каждый этап требует определенных знаний и навыков для обеспечения эффективной и результативной работы.
Этап № 1 Формулирование основной проблемы для адвокации
Адвокация начинается с постановки вопроса или проблемы, которую необходимо решить, чтобы изменить соответствующую политику. Проблема должна отвечать оговоренным критериям и программным целям. Проблему следует заострить, прояснить и сделать понятной для всех участников.
Этап № 2 Определение цели и тактических задач
Цель — это, как правило, общий стратегический результат, которого организаторы кампании собираются достигнуть. Тактические задачи адвокации — это краткосрочные, конкретные, текущие результаты на пути к конечной цели адвокации.
Этап № 3 Определение целевой аудитории
Основная целевая аудитория — лица, ответственные за принятие важных политических, в том числе законодательных решений. Вторая по значению целевая аудитория — это лица, имеющие возможность влиять на основную аудиторию: известные политические и общественные деятели, средства массовой информации, религиозные лидеры и т.д. Необходимо выделить из целевой аудитории конкретных лиц и проанализировать их роли, взгляды и влияние, а затем определить, как они относятся или могут отнестись к решению проблемы будущей кампании по адвокации: положительно, отрицательно или нейтрально.
Этап № 4 Привлечение сторонников
Необходимо сделать все возможное, чтобы при-обрести союзников среди других НПО, сетей, спонсоров, коалиций, гражданских объединений, профессиональных ассоциаций, женских групп, активистов и лиц, которые разделяют ваши взгляды и готовы вместе с вами достигать целей адвокации. Каким образом можно найти потенциальных союзников? Можно посещать конференции и семинары, приглашать лидеров и активистов из других НПО на собственные мероприятия, заручаться поддержкой СМИ, проводить встречи, анализировать публикации и использовать Интернет-ресурсы.
Этап № 5 Обращение к целевой аудитории
Необходимо разработать лозунги и краткие сообщения, с которыми будете обращаться к целевой аудитории. При подготовке такого сообщения необходимо ответить на три важных вопроса:
- кто адресат сообщения?
- какова цель сообщения?
- каких действий адресата вы ожидаете в ответ на сообщение?
Этап № 6 Выбор способов передачи и распространения информации
Обычно информацию о событиях кампании можно получить из подборок печатных материалов, публикаций в Интернете, пресс-релизов, пресс-конференций, информационных брошюр, бюллетеней кампании по адвокации и т.д. При выборе способа передачи информации необходимо учитывать возможности аудитории к доступу информации: пользуется ли аудитория электронной почтой и Интернетом, есть ли доступ у аудитории к информационным материалам, которые были изданы в рамках кампании, владеют ли получатели материалов языком, на котором они представлены.
Этап № 7 Поиск средств финансирования
Средства финансирования, а также другие ресурсы, поступающие из внешних источников, могут очень помочь кампании по адвокации. Их можно использовать для подготовки и распространения материалов, для организации встреч и семинаров, приобретения оборудования, аренды помещения, оплаты расходов на средства связи и т.д. Необходимо в самом начале кампании продумать методы поиска финансовых и других ресурсов, определить возможных спонсоров.
Этап № 8 Составление плана проведения кампании
Нужно составить план, которым вы будете руководствоваться при проведении кампании. В план включаются мероприятия и задачи, ответственные лица, желательные временные рамки и необходимые ресурсы.
В течение всей кампании:
Собираются данные. Сбор и анализ данных необходим, чтобы прояснить проблему, сформулировать задачи адвокации, подготовить сообщения для целевой аудитории, расширить число сторонников и повлиять на политиков.
Контролируется выполнение. Контроль и оценка, как и сбор данных, необходимы в течение всего процесса адвокации. Необходимо решить, как оценивать ход работы и ее результаты. Следует определиться в отношении желаемых изменений (что изменится после завершения кампании по адвокации, как группа узнает, что ситуация изменилась).