Пять принципов эффективной бюджетной адвокации силами сообществ от Максима Демченко, практика в сфере бюджетной адвокации, ОО «Свет Надежды», Полтава.

  1. Это не похоже на фандрайзинг. Когда мы занимаемся бюджетной адвокацией, мы не просим больше денег, а предлагаем социально значимые и более эффективные решения. Мы отстаиваем необходимость услуг, доказывая их эффективность.
  2. Мы должны понимать, что мы будем постоянно конкурировать с другими бюджетными статьями. Однако отсутствие финансирования социальных услуг — это чаще всего не вопрос отсутствия денег, а недостаток приоритетов у лиц, принимающих решения.
  3. Часто мы работаем не с кем нужно, а с кем комфортно, например, с руководителями социальных служб, главными врачами, чиновниками в сфере здравоохранения, многие из которых и так «за», но у них самих часто нет возможности повлиять на процесс. Надо выходить на «противников», убеждать аргументами и в дальнейшем сопровождать процесс на всех этапах: и во время планирования бюджета, и на этапе выделения средств, чтобы проследить, что выделена обещанная сумма, и что были сделаны именно нужные закупки.
  4. Для начала полезно договориться с местными властями о выделении муниципального помещения. Неразумно получить социальный заказ и половину гранта фактически отдать обратно за аренду.
  5. Деньги есть, надо просто знать, как их взять! Главное – делать все вовремя, используя бюджетный цикл.